?

Log in

No account? Create an account

Олег Вите - психоанализ

Previous Entry Share Flag Next Entry
Винникотт и Выготский: феномен перехода и процесс интернализации (I)
olegwhite
       I. Дональд Винникотт (Wi) и Лев Выготский (Vy)

Казалось бы, какая между ними связь?

Они родились в разных городах и странах (Плимут и Орша), но в один год (1896) и даже в один день (с разницей в 8 месяцев): 17.04 (Wi) и 17.11 (Vy).

Они почти одновременно начали изучать медицину: Wi (1914) в Колледже Иисуса в Кембридже; учебу прервала мировая война, медицинское образование он возобновил в 1918 году в Лондоне; Vy (1913) в Московском университете; вскоре перевелся на юридический факультет, но возобновил медицинское образование много позже — в 1931 году в Харькове.

В начале 20-х оба заинтересовались психоанализом и вскоре стали членами, соответственно, Британского (1927) и Русского (1925) психоаналитических обществ.

И тот, и другой стремились уклониться от «слепого подчинения» Зигмунду Фрейду. Wi нашел противовес в теории Мелани Кляйн, а потому в дальнейшем открыто демонстрировал проблемы своей сепарации от «учения Кляйн»; Vy искал аналогичной опоры в теории Ивана Павлова, но дальнейшая сепарация от «учения Павлова» в России тех лет была крайне рискованна, а потому ее примеры можно обнаружить лишь в его рукописях, опубликованных в последние годы…

Wi и Vy никогда не встречались и, очевидно, даже не знали о существовании друг друга. Но их исследования и гениальные прозрения двигались навстречу.

Пусть судьбе было угодно не допустить личного знакомства Wi и Vy. Но нет таких сил, которые смогли бы помешать встрече их идей. И эта встреча, как я постараюсь показать ниже, окажется плодотворной.

II. Закон интериоризации (интернализации) по Выготскому

1. На рубеже 20-х и 30-х годов Vy выдвинул и обосновал закон развития высших психических функций (ЗРВПФ). Вот самая известная (и самая отшлифованная) формулировка: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Чтобы не путать ЗРВПФ в данной формулировке, касающейся исключительно, как сказали бы сегодня, процесса интериоризации (интернализации), с множеством других версий ЗРВПФ, укоренившихся в российской психологии, но относящихся к совершенно другой проблематике, ниже я буду процитированную формулировку назвать «Законом интериоризации (интернализации) Vy» (ЗИ).

2. Непосредственным толчком для приведенной формулировки ЗИ, очевидно, послужила новая (1929) книга Пьера Жанэ «Психологическая эволюция личности» (« L'évolution psychologique de la personnalité »). Опубликованный текст является неавторизованной записью лекций Жанэ, прочитанных в 1928/29 годах в «Коллеж де Франс». Книга Жанэ в оригинале уже несколько лет доступна в интернете. В 2010 книга вышла и в русском переводе.

3. Vy как будто пересказывает некоторые выводы автора: по Жанэ, слово всегда есть команда, потому-то оно и является основным средством овладения поведением. Жанэ говорит, что за властью слова над психическими функциями стоит реальная власть начальника над подчиненным, отношение психических функций генетически должно быть отнесено к реальным отношениям между людьми.

Проблема, однако, в том, что слов, похожих на «пересказ» Vy, в книге Женэ нет. Vy сформулировал то, что логически следует из слов Жанэ, но так и не было сказано им; слова Vy — это так сказать «пересказ недосказанного» (самим Жанэ) или, что также возможно, «пересказ недозаписанного» (слушателем лекций Жанэ, записавшим их). Опубликованные посмертно рукописи Vy наглядно такое объяснение подтверждают.

4. Например, в книге Жанэ не раз говорится о том, как возникает разделение труда между начальником и подчиненным в филогенезе. Вот как пересказывает это Vy: «Вначале человек кричит и сражается, подражающий делает то же, потом один кричит и не сражается, другой сражается и не кричит: начальник и подчиненный». Это очень близко к тексту Жанэ. Но Vy идет дальше, доводя логику Жане до процесса интериоризации (т.е. перемещения взаимодействия функций начальника и подчиненного внутрь психики одного человека), чего сам Жанэ никогда прямо не делает. Да и само слово интериоризация, по словам переводчицы его книги, в работах Жане (во всех его работах!) вообще не встречается.

5. Одной из причин, вызвавших воодушевление Vy интериоризацией по Жане, явилась возможность придать знаменитой абстрактно-философской формуле Карла Маркса конкретно-психологический смысл. Vy пишет: «Изменяя известное положение Маркса, мы могли бы сказать, что психическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры». И осторожно добавляет: «Мы не хотим сказать, что именно таково значение положения Маркса, но мы видим в этом положении наиболее полное выражение всего того, к чему приводит нас история культурного развития».

6. Точка зрения на происхождение психики из социальных отношений в модели «власть-подчинение» (по Жанэ) потребовала от Vy известных корректив, поскольку выглядела (для марксиста тех лет) слишком апологетической по отношению к эксплуататорским классам. Вроде знаменитой сказки Владимира Одоевского «Городок в табакерке» (1834).

7. Vy попытался перевести тему в отношения, присущие кооперации в труде, — в отношения со-трудничества. Вот одна из таких, формулировок: «Высшие психологические функции ребенка, высшие свойства, специфические для человека, возникают первоначально как формы коллективного поведения ребенка, как формы сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка». В опубликованных работах Vy модель Жанэ «начальник/подчиненный» не упоминается (исключение, кажется, только педология подростка — на правах рукописи). Но этот путь вел в тупик…

8. Фундаментальная важность для психического развития качества исходной «социальной диады» — мать-дитя — еще не была исследована, даже не была обозначена. Vy успел осознать важность схожей, но более поздней диады — ребенок-учитель, исследования которой привели его к открытию зоны ближайшего развития.

Жан Пиаже также исследовал развитие интеллекта во взаимодействии детей-ровесников между собой (в игре, в решении задач), но не во взаимодействии ребенок-взрослый (даже в виде ребенок-учитель). Тут важная грань: детский коллектив, руководимый взрослым, или без такого руководства. Эта грань не рассматривалась ни Vy, ни Пиаже. Кажется, первый, кто привлек внимание к этой теме — Гордон Ньюфелд («Не упускайте своих детей. Почему родители должны быть важнее, чем ровесники», 2004).

III. Психоанализ и другие элементы исторического контекста

1. Тему интериоризации позже подхватил психоанализ, благодаря чему в русскоязычной литературе появился новый (англоязычный) термин — интернализация, — постепенно не то, что вытеснивший старый (франкоязычный) термин, но скорее разделивший область их применения: интериоризация имеет отношение к Vy, интернализация — к психоанализу, а потому к Wi. Эти два (давно уже ставших русскими) термина означают одно и то же.

2. Спустя 10 лет после появления канонической формулы Vy (ЗИ), обозначившей начальную (внешнюю, межличностную, социальную) и конечную (внутреннюю, личностную, психическую) точки процесса интернализации, процесса превращения социального в психическое Wi на научном заседании Британского психоаналитического общества сказал «нет такого создания как младенец». «Примерно в 1940 году» — так напишет Wi двадцатью годами позже.

В этой первичной социальной диаде нет никакого равенства (в норме): в первые дни и недели ее (диады) жизни фактом является, с одной стороны, полное подчинение ребенка взрослому, с другой — полное подчинение поведения взрослого потребностям ребенка.

3. Интернализация неравенства начальника и подчиненного позволяет сознательно («произвольно», как обычно писали в советской психологии) управлять самим собой, своими действиями. Равенство, что в филогенезе, что в онтогенезе достигается только преодолением исходного неравенства. Ниже будет показано, как именно развитие речи и ее использование ребенком в процессах интернализации преодолевает исходное внешнее неравенство.

4. Психоаналитические исследования порой повторяли открытия Выготского. Одной из самых ярких фигур в этом отношении был Ганс Лёвальд, принадлежавший к поколению психоаналитиков, родившихся (1906) уже после рождения психоанализа. Как писал (1990) о нем еще более молодой психоаналитик и исследователь детства Роберт Эмде: Лёвальд указывает («О терапевтической работе в психоанализе», 1960) на стремлении аналитиков «подтягивать» пациентов к более высокому уровню функционирования (аналогично взаимодействию взрослых с детьми), очевидно, не зная об исследованиях Vy этих процессов (зона ближайшего развития).

5. Эмде мог бы сказать больше: в работе «Интернализация, сепарация, траур и Супер-Эго» (1962) Лёвальд чуть ли не впервые среди психоаналитиков обосновал, что интернализация превращает внешние взаимодействия во внутренние, т.е. и в этом отношении следовал по пути Vy; прежде в психоанализе говорили об интернализации «объекта», а не взаимодействия с ним. И в этом случае Лёвальд не был знаком с работами Vy

6. Эмде родился в 1935 году и уже имел возможность познакомиться с работами Vy. В своих работах (например, в двух статьях 1988 года, названных в подражание известной статье Фрейда «Развитие конечное и бесконечное») Эмде прямо ссылается на работы Vy, переведенные в 60-е и 70-е годы на английский язык («Речь и мышление», «История развития высших психических функций»). Не лишним будет напомнить, что указанные переводы Vy на английский язык появились благодаря дружбе Александра Лурии и Жана Пиаже

7. Последние два десятилетия сильно возрос интерес психоаналитиков к наследию Vy (от США и Испании до Австралии и Бразилии), — прежде всего, к проблематике зоны ближайшего развития (закрепившийся термин: zone of proximal development). В 1987-99 годах все 6 томов сочинений Vy (опубликованные в СССР в 1962-64 годах), переведены на английский язык.

8. Среди национальных психоаналитических сообществ, которых обошел стороной растущий интерес к Vy, почетное место принадлежит — будете сменяться, — российским психоаналитикам

Продолжение см. здесь



  • 1
Очень интересно. Спасибо, что делитесь!
В "II. Закон интериоризации (интернализации) по Выготскому" после п.1 сразу идёт п.3 - что-то выпало при копировании в ЖЖ или опечатка?

Спасибо, исправил!

Пользователь dgies сослался на вашу запись в записи «Однако.» в контексте: [...] Концепция ВСИ автоматически вытекает из базы. Все. http://olegwhite.livejournal.com/26437.html [...]

Слава синтезу! Я всегда говорил, что функционально обучение и терапия не сильно отличаются! Кстати, еще более конкретным выражением абстрактно-философской формулы Маркса представляется деятельностный подход Леонтьева http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Спасибо! Очень ценные мысли!

  • 1